Сайт МБОУ СОШ №7 им. В.И. Ленина МО Староминский район Пятница, 29.03.2024, 14:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Для учашихся [3]
Для родителей [10]
Психологическая служба [5]
Поиск
Главная » Статьи » Полезные материалы » Для родителей

Доклад социального педагога

Система диагностики проблем, интересов, способностей

педагогически запущенных детей

Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребёнка, отставания его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента:

Во – первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затруднённость), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.

Во – вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально – волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности – обострённое самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.

В – третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Всё это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.

Проблема педагогической запущенности самая распространённая по количеству жалоб и запросов в школе. Она может фигурировать в различных формах, имея различные причины, следствия. Общеизвестно, что решающее влияние на психическое развитие ребёнка, его последующее поведение, отношения, общение с окружающими оказывает психологический микроклимат семьи. Там, где нет взаимной любви, доверия, привязанности, дружбы между родителями и детьми, дети растут тревожными, раздражительными, непослушными, дисгармоничными, жёсткими и замкнутыми, несмотря на внешнюю тишину и порядок в семье. Социальная позиция родителей, социальная обстановка в семье. Примером в данном случае может служить преимущество материальных благ над духовными, деловой занятости родителей над воспитанием и общением с ребёнком. Социальная позиция членов семьи, социальная обстановка, которая в ней царит, существенна тем, что в ней формируется тот первичный социальный опыт ребёнка, на основе которого он потом воспринимает и оценивает окружающую действительность, формируется его избирательное отношение к влияниям жизни.

Негативные проявления фактора семьи:

1. Отсутствие и неучастие в воспитании ребёнка одного или обоих родителей.

2. Низкий материальный уровень и условия проживания.

3. Низкий образовательный и культурный уровень родителей.

4. Неправильное отношение и ошибки в воспитании.

Негативные проявления фактора сверстников:

1. Социальная отверженность подростка в учебном коллективе.

2. Неблагоприятные статусы в группе сверстников.

3. Знакомые и друзья, входящие в асоциальную группу.

Негативные проявления фактора школы:

1. Ошибки в организации образовательного процесса.

2. Отношения с учителями.

Функциональные направления деятельности социального педагога обусловливаются следующими этапами и составляющими социально – педагогической технологии: выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально – групповой работы и обеспечение условий их реализации.

Сегодня мы поговорим о том, как в нашей школе проводится эта работа. Отдельно выделить работу социального педагога в этом направлении невозможно, так как её успешность зависит от общих коллективных усилий всех звеньев системы воспитания в школе: учителя, классных руководителей, психолога, логопеда, администрации, социального педагога.

Начинается эта работа со знакомства с ребёнком и его семьёй при поступлении в школу. Во время приёма в первый класс все вышеназванные специалисты беседуют с ребёнком и его родителями, настраивая их на оптимистический лад и заинтересовывая обучением в школе. При распределении детей по классам учитывается в первую очередь пожелание семьи, а затем уже целесообразность. для более детального знакомства с семьями и детьми проводится анкетирование «Семья». В дальнейшем, используя данные анкеты, семьи посещаются на дому для изучения жилищно – бытовых и социальных условий.

Представителями школы регулярно посещаются семьи детей, стоящих на профилактическом учёте и неблагополучные семьи.

С целью систематизации сведений о проделанной работе я веду дневник социального педагога, в котором кратко отражены все ежедневные события: происшествия, беседы, посещение семей и т. д.

 В нашей школе ежедневно проводится мониторинг пропущенных уроков с указанием причин пропусков.

Как и во всех школах по плану 1 раз в месяц проводится заседание совета профилактики, а также внеплановые заседания, на которых рассматриваются персональные дела учащихся и нерадивых родителей.

Для изучения микроклимата в классных коллективах 5 – 8 классов проводятся социометрические исследования по выявлению уровня самооценки, лидерства и отверженности. Результаты этих исследований помогают в дальнейшем проводить корректировку.

Для изучения интересов ребят, их наклонностей, способов времяпровождения, весной, обычно в каникулярное время проводится анкетирование. Результаты анкетирования позволяют планировать работу на лето и на будущий учебный год.

Для экспертной оценки социальной запущенности детей используем методику Р. В. Овчаровой по следующим шкалам:

I шкала: Свойства самосознания;

II шкала: Свойства общения;

III шкала: Свойства учебной деятельности;

IV шкала: Общая тревожность;

V шкала: Воспитательный микросоциум;

VI шкала: Достоинства ребёнка;

На каждого ребёнка, состоящего на профилактическом учёте и на каждую неблагополучную семью ведётся «Наблюдательное дело», в котором отражено всё, что с ним происходит и вся работа, проводимая с ним.

Надо отметить, что с переходом первых классов на работу по ФГОС в несколько раз увеличилась диагностическая работа, которую обязательно надо проводить в этих классах. В нашей школе классными руководителями запланированы  следующие методики:

 - методика «Мой класс»;

 - методика «Дерево»;

 - изучение преобладающих мотивов получения образования;

 - диагностика воспитанности школьников;

 - диагностика отношения первоклассника к начальной школе; 

Психологом запланированы следующие виды деятельности:

 I. Личностная универсально- учебная деятельность:

 - анкета «Оцени поступок»;

 - методика «Лесенка»;

II. Результативные универсальные учебные действия:

 - тест «Переплетение линий»;

III. Познавательная универсальная учебная деятельность:

 - методика «Исключение лишнего»;

Ежегодно на совещании при директоре (ноябрь) рассматривается вопрос адаптации учащихся 5-х

классов, в декабре – первых классов. При подготовке вопроса адаптации учащихся 5- х классов психолог проводит диагностику в соответствии с пакетом диагностических методик перехода из начальной школы в среднюю (автор Антонова А. Е. и другие, 2004 год).

1. Диагностическое исследование самооценки.

2. Анкета «Мотивы и цели обучения».

3. Уровень тревожности.

При подготовке вопроса адаптации учащихся 1-х классов применяются следующие методики:

1. Анкетирование родителей «Адаптация первоклассников».

2. Диагностика первоклассников «Школа зверей» (рисуночная методика).

Работающие в школе специалисты: педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги, медицинские работники призваны действовать в интересах ребёнка. В настоящее время детей, которым требуется специализированная помощь, становится всё больше и работа специалистов будет эффективнее, если будет подчинена единому алгоритму. Как правило, учебная неуспешность и дезадаптация ярче проявляется в периоды детских и подростковых кризисов, к которым относятся: поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и подростковый кризис. Эти периоды часто сопровождаются спадом учебной деятельности, дисциплинарными сложностями, ростом случаев психосоматических заболеваний. Школьные психолого- медико- социальные консилиумы призваны своевременно выявить проблемы адаптационного характера и намечать пути преодоления негативного влияния внешних факторов на успешность обучения. Наличие большого числа многоплановых психолого- педагогических проблем связано не только с недостатками в работе педагогических коллективов школ. Гораздо более сильными факторами чаще являются ослабленное здоровье и семейно- бытовые сложности, которые сказываются на снижении учебной мотивации, и, как следствие, на трудности в усвоении школьной программы.

В нашей школе функционирует педагогический консилиум, который старается решать все выше перечисленные проблемы. Благодаря его усилиям в школе созданы два класса коррекции: 7 «В» и 2 «В», 14 детей находятся на индивидуальном обучении. Однако, часто возникают осложнения с родителями педагогически запущенных детей в том, чтобы дать согласие на обучение ребёнка в классе коррекции. В дальнейшем родители признают, что их ребёнку комфортней в таком классе. Ребята приглашаются для участия во всех школьных и районных мероприятиях и конкурсах. Так Фалилеева Виктория, учащаяся 2 «В» класса стала призёром муниципальной конференции по православию «Православие и духовность школьника» в секции «Агиография», на которой она выступила по теме «Земная жизнь Богородицы».

Я считаю, что специалистами нашей школы проводится огромная работа по профилактике негативных явлений среди школьников, по профилактике семейного неблагополучия. Но, наверное, мы не смогли учесть всех объективных и субобъективных обстоятельств, которые преподносятся нам действительностью, так как количество ребят, стоящих на профилактическом учёте 7 человек, неблагополучных семей – 8.

И есть такие дети и семьи, которые стоят на учёте годами и обстановка с ними колеблется то в лучшую, то в худшую сторону. Огорчает то, что эти списки пополняются новыми именами и фамилиями.

В последнее время также увеличилось количество детей с психическими отклонениями.

Но несмотря на просчёты, недостатки, неудачи, работа всех звеньев воспитательного процесса и социального педагога в частности приносит огромную пользу. С каждым годом растёт количество ребят, которых мы защитили, которым помогли избежать проблем в школе и дальнейшей жизни.


Категория: Для родителей | Добавил: school777 (07.02.2012)
Просмотров: 2800 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz