Система
диагностики проблем, интересов, способностей педагогически запущенных детей
Педагогическая
запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в
поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в
неразвитости, необразованности и невоспитанности ребёнка, отставания его
развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием
среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей,
отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана
педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции
педагогическими средствами.
Педагогическая
запущенность включает в себя 3 компонента:
Во
– первых, отклонения от нормы в поведении и учебной
деятельности (неумелость, неуспешность, затруднённость), обусловленные тем, что
индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их
применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
Во
– вторых, отставание в развитии памяти, мышления,
воображения, эмоционально – волевых, нравственных свойств, черт и качеств
личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности –
обострённое самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость,
конфликтность.
В
– третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях
педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям,
родителям, окружающим явлениям. Всё это значительно затрудняет и искажает их
учебную деятельность и поведение. не случайно учителя определяют педагогическую
запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.
Проблема педагогической
запущенности самая распространённая по количеству жалоб и запросов в школе. Она
может фигурировать в различных формах, имея различные причины, следствия. Общеизвестно,
что решающее влияние на психическое развитие ребёнка, его последующее
поведение, отношения, общение с окружающими оказывает психологический
микроклимат семьи. Там, где нет взаимной любви, доверия, привязанности, дружбы
между родителями и детьми, дети растут тревожными, раздражительными,
непослушными, дисгармоничными, жёсткими и замкнутыми, несмотря на внешнюю
тишину и порядок в семье. Социальная позиция родителей, социальная обстановка в
семье. Примером в данном случае может служить преимущество материальных благ
над духовными, деловой занятости родителей над воспитанием и общением с
ребёнком. Социальная позиция членов семьи, социальная обстановка, которая в ней
царит, существенна тем, что в ней формируется тот первичный социальный опыт
ребёнка, на основе которого он потом воспринимает и оценивает окружающую
действительность, формируется его избирательное отношение к влияниям жизни.
Негативные
проявления фактора семьи:
1. Отсутствие и
неучастие в воспитании ребёнка одного или обоих родителей.
2. Низкий материальный
уровень и условия проживания.
3. Низкий
образовательный и культурный уровень родителей.
4. Неправильное
отношение и ошибки в воспитании.
Негативные
проявления фактора сверстников:
1. Социальная
отверженность подростка в учебном коллективе.
2. Неблагоприятные
статусы в группе сверстников.
3. Знакомые и друзья,
входящие в асоциальную группу.
Негативные
проявления фактора школы:
1. Ошибки в организации
образовательного процесса.
2. Отношения с
учителями.
Функциональные
направления деятельности социального педагога обусловливаются следующими
этапами и составляющими социально – педагогической технологии: выявление детей
группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально –
групповой работы и обеспечение условий их реализации.
Сегодня мы поговорим о
том, как в нашей школе проводится эта работа. Отдельно выделить работу
социального педагога в этом направлении невозможно, так как её успешность
зависит от общих коллективных усилий всех звеньев системы воспитания в школе:
учителя, классных руководителей, психолога, логопеда, администрации,
социального педагога.
Начинается эта работа
со знакомства с ребёнком и его семьёй при поступлении в школу. Во время приёма
в первый класс все вышеназванные специалисты беседуют с ребёнком и его родителями,
настраивая их на оптимистический лад и заинтересовывая обучением в школе. При
распределении детей по классам учитывается в первую очередь пожелание семьи, а
затем уже целесообразность. для более детального знакомства с семьями и детьми
проводится анкетирование «Семья». В дальнейшем, используя данные анкеты, семьи
посещаются на дому для изучения жилищно – бытовых и социальных условий.
Представителями школы
регулярно посещаются семьи детей, стоящих на профилактическом учёте и
неблагополучные семьи.
С целью систематизации
сведений о проделанной работе я веду дневник социального педагога, в котором
кратко отражены все ежедневные события: происшествия, беседы, посещение семей и
т. д.
В нашей школе ежедневно проводится мониторинг
пропущенных уроков с указанием причин пропусков.
Как и во всех школах по
плану 1 раз в месяц проводится заседание совета профилактики, а также
внеплановые заседания, на которых рассматриваются персональные дела учащихся и
нерадивых родителей.
Для изучения
микроклимата в классных коллективах 5 – 8 классов проводятся социометрические
исследования по выявлению уровня самооценки, лидерства и отверженности.
Результаты этих исследований помогают в дальнейшем проводить корректировку.
Для изучения интересов
ребят, их наклонностей, способов времяпровождения, весной, обычно в
каникулярное время проводится анкетирование. Результаты анкетирования позволяют
планировать работу на лето и на будущий учебный год.
Для экспертной оценки
социальной запущенности детей используем методику Р. В. Овчаровой по следующим
шкалам:
I шкала: Свойства самосознания;
II шкала: Свойства общения;
III шкала: Свойства учебной
деятельности;
IV шкала: Общая тревожность;
V шкала: Воспитательный микросоциум;
VI шкала: Достоинства ребёнка;
На каждого ребёнка,
состоящего на профилактическом учёте и на каждую неблагополучную семью ведётся
«Наблюдательное дело», в котором отражено всё, что с ним происходит и вся
работа, проводимая с ним.
Надо отметить, что с
переходом первых классов на работу по ФГОС в несколько раз увеличилась
диагностическая работа, которую обязательно надо проводить в этих классах. В
нашей школе классными руководителями запланированы следующие методики:
- методика «Мой класс»;
- методика «Дерево»;
- изучение преобладающих мотивов получения
образования;
- диагностика воспитанности школьников;
- диагностика отношения первоклассника к
начальной школе;
Психологом запланированы
следующие виды деятельности:
I.
Личностная универсально- учебная деятельность:
- анкета «Оцени поступок»;
- методика «Лесенка»;
II. Результативные универсальные
учебные действия:
- тест «Переплетение линий»;
III. Познавательная универсальная
учебная деятельность:
- методика «Исключение лишнего»;
Ежегодно на совещании
при директоре (ноябрь) рассматривается вопрос адаптации учащихся 5-х
классов, в декабре –
первых классов. При подготовке вопроса адаптации учащихся 5- х классов психолог
проводит диагностику в соответствии с пакетом диагностических методик перехода
из начальной школы в среднюю (автор Антонова А. Е. и другие, 2004 год).
1. Диагностическое
исследование самооценки.
2. Анкета «Мотивы и
цели обучения».
3. Уровень тревожности.
При подготовке вопроса
адаптации учащихся 1-х классов применяются следующие методики:
1. Анкетирование
родителей «Адаптация первоклассников».
2. Диагностика
первоклассников «Школа зверей» (рисуночная методика).
Работающие в школе
специалисты: педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги, медицинские
работники призваны действовать в интересах ребёнка. В настоящее время детей,
которым требуется специализированная помощь, становится всё больше и работа
специалистов будет эффективнее, если будет подчинена единому алгоритму. Как
правило, учебная неуспешность и дезадаптация ярче проявляется в периоды детских
и подростковых кризисов, к которым относятся: поступление в первый класс,
переход из начальной школы в среднюю и подростковый кризис. Эти периоды часто
сопровождаются спадом учебной деятельности, дисциплинарными сложностями, ростом
случаев психосоматических заболеваний. Школьные психолого- медико- социальные
консилиумы призваны своевременно выявить проблемы адаптационного характера и
намечать пути преодоления негативного влияния внешних факторов на успешность
обучения. Наличие большого числа многоплановых психолого- педагогических
проблем связано не только с недостатками в работе педагогических коллективов
школ. Гораздо более сильными факторами чаще являются ослабленное здоровье и
семейно- бытовые сложности, которые сказываются на снижении учебной мотивации,
и, как следствие, на трудности в усвоении школьной программы.
В нашей школе
функционирует педагогический консилиум, который старается решать все выше
перечисленные проблемы. Благодаря его усилиям в школе созданы два класса
коррекции: 7 «В» и 2 «В», 14 детей находятся на индивидуальном обучении.
Однако, часто возникают осложнения с родителями педагогически запущенных детей
в том, чтобы дать согласие на обучение ребёнка в классе коррекции. В дальнейшем
родители признают, что их ребёнку комфортней в таком классе. Ребята
приглашаются для участия во всех школьных и районных мероприятиях и конкурсах.
Так Фалилеева Виктория, учащаяся 2 «В» класса стала призёром муниципальной
конференции по православию «Православие и духовность школьника» в секции
«Агиография», на которой она выступила по теме «Земная жизнь Богородицы».
Я считаю, что
специалистами нашей школы проводится огромная работа по профилактике негативных
явлений среди школьников, по профилактике семейного неблагополучия. Но,
наверное, мы не смогли учесть всех объективных и субобъективных обстоятельств,
которые преподносятся нам действительностью, так как количество ребят, стоящих
на профилактическом учёте 7 человек, неблагополучных семей – 8.
И есть такие дети и
семьи, которые стоят на учёте годами и обстановка с ними колеблется то в
лучшую, то в худшую сторону. Огорчает то, что эти списки пополняются новыми
именами и фамилиями.
В последнее время также
увеличилось количество детей с психическими отклонениями.
Но несмотря на
просчёты, недостатки, неудачи, работа всех звеньев воспитательного процесса и
социального педагога в частности приносит огромную пользу. С каждым годом
растёт количество ребят, которых мы защитили, которым помогли избежать проблем
в школе и дальнейшей жизни. |